Комитеты

Комитет по банковскому законодательству

Комитет по залогам и оценке

Комитет по инвестиционным банковским продуктам

Комитет по информационной безопасности

Комитет по ипотечному кредитованию и проектному финансированию (в сфере строительства и ЖКХ)

Комитет по комплаенс-рискам и ПОД/ФТ

Комитет по малому и среднему бизнесу

Комитет по наличному денежному обращению

Комитет по платежным системам

Комитет по рискам

Комитет по финансовым технологиям

Комитет по банкострахованию и взаимодействию со страховыми компаниями

Рабочая группа по изменению законодательства о залоге

Рабочая группа по учету, отчетности и налогам

Рабочая группа по вопросам аутсорсинга и взаимодействия с вендорами и поставщиками услуг и сервисов

Рабочая группа по гарантиям и аккредитивам

Проектная группа "ESG-банкинг"

Экспертный центр по цифровым финансовым активам и цифровым валютам

Экспертный центр по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Рабочая группа по операционному риску Экспертного центра по применению продвинутых подходов к оценке банковских рисков для регуляторных целей

Совет по финансовому регулированию и ДКП

Банки обсудили комплексное урегулирование задолженности и появление новых игроков на платежном рынке

На заседании комитета по банковскому законодательству Ассоциации банков России представители кредитных организаций высказали предложения по совершенствованию законопроекта о процедуре комплексного урегулирования задолженности (КУЗ) заемщиков-физических лиц по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с двумя и более кредиторами, а также обсудили потенциальные риски в случае создания института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ).

Законопроект о КУЗ был внесен в Госдуму в октябре 2025 года. Консолидированные предложения банковского сообщества по доработке процедуры КУЗ будут направлены в Комитет Госдумы по финансовому рынку.

Участники дискуссии обратили внимание на недопущение затягивания процедуры КУЗ (что соответствует интересам как должников, так и кредиторов) и предложили перезапускать (проводить повторно) процедуру только в случае, если нарушения были допущены организатором на этапе принятия заявления о КУЗ от клиента и передачи информации в бюро кредитных историй об инициировании такой процедуры. В случае же нарушений при урегулировании задолженности в рамках КУЗ со стороны одного из кредиторов, проводить урегулирование задолженности заново должны не все участники КУЗ, а только нарушивший порядок проведения КУЗ кредитор.

Для того чтобы заемщик мог применить КУЗ на той стадии просрочки, когда он особенно остро в этом нуждается, предлагается информировать заемщика о КУЗ вместе с требованием о полном досрочном возврате оставшейся суммы кредита, выставленном кредитором в соответствии с положениями законодательства.

Кроме того, был поднят вопрос о высокой стоимости процедуры КУЗ. По мнению банков, рассмотрение законопроекта должно быть синхронизировано с другой законодательной инициативой о переходе на абонентскую модель финансирования деятельности финуполномоченного, чтобы расходы на КУЗ учитывались в единовременном взносе. А стоимость обращения в бюро кредитных историй в рамках КУЗ для банков предлагается увязать со среднерыночной ценой кредитного отчета.

Банки обсудили распространение действия законопроекта на кредитные договоры, заключенные до вступления закона в силу, а также ряд других моментов в целях обеспечения сбалансированного и однозначного регулирования отношений, позволяющего максимально корректно учесть интересы соответствующей категории заемщиков в рассматриваемых ситуациях.

Обсуждая законопроект о НППУ, готовящийся ко второму чтению, участники дискуссии обратили внимание на возникновение рисков в области кибербезопасности в случае принятия закона с мягкими регуляторными требованиями к НППУ, которые получат возможность осуществлять платежи и агрегировать информацию по всем банковским счетам клиентов.

Представители банковского сектора отметили отсутствие необходимости в создании новых игроков на рынке платежных услуг при наличии развитой инфраструктуры платежного рынка. Существующие высокотехнологичные сервисы (СБП и банковские онлайн-приложения) позволяют моментально переводить денежные средства клиентов.

«Законопроект с самого начала вызывал у нас большие опасения из-за того, что к банковской тайне, персональным данным и распоряжению счетами получат доступ лица с минимальными требованиями к капиталу», – отметила председатель комитета Татьяна Кузьмина.

Другие новости

Нашли ошибку в тексте?

Сообщите нам! Выделите ошибочный фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Ctrl
Enter
Вернуться к списку